Статья
351

Cтили руководства: какие бывают и как выбрать свой

Стиль руководства — значимый фактор успеха компании. Каждый руководитель имеет свой уникальный стиль, который эффективен для одной группы сотрудников и неэффективен для другой. В этой статье мы рассмотрим 6 стилей руководства, которые подойдут небольшим компаниям.

1. Авторитарный

Руководитель принимает решения самостоятельно и не просит мнения своих подчиненных. Диктует свою волю и требует выполнения задач без возражений.

Этот стиль руководства эффективен в кризисных ситуациях, когда нужно быстро принимать решения и действовать. Однако постоянное использование авторитарного стиля руководства вызывает недовольство у сотрудников и уменьшает их мотивацию. Они будут испытывать стресс и неудовлетворение от работы, перестанут чувствовать себя уважаемыми и ценными.

2. Демократический

Демократический стиль основан на коллективном принятии решений. Руководитель все вопросы обсуждает с командой, а также консультируется перед принятием решений.

Этот стиль применяется, когда требуется широкое участие в процессе принятия решений и множество точек зрения. Он эффективен в компаниях, где сотрудники имеют высокий уровень компетенции и опыта. Такой подход увеличит мотивацию сотрудников, так как они почувствуют, что их мнение имеет значение, и что они вносят вклад в развитие компании.

Демократический стиль наиболее эффективен там, где требуется творческий подход к решению задач и развитию новых идей. Такие сферы включают в себя: ИТ, маркетинг, исследования и разработка.

3. Трансформационный

Руководитель создает инновационную культуру в компании, которая способствует развитию новых идей. Он поддерживает сотрудников, помогает им достигать своих целей, выступает в роли лидера, который создает видение и направляет команду на ее реализацию.

Этот стиль подходит для ситуаций, когда нужно создать командный дух. Но такой подход требует от руководителя высокой эмпатии и понимания потребностей своих подчиненных.

Наиболее эффективен в сферах бизнеса, где требуется развитие инноваций и создание новых решений. Такие сферы включают в себя: высокие технологии, креативный маркетинг и дизайн.

4. Лидерский

Руководитель является лидером для своих подчиненных. Вдохновляет сотрудников на достижение общих целей и создает командный дух в компании.

Ключевые элементы: лидер четко и понятно выражает свои мысли, подает личный пример подчиненным, а также не забывает про выделение достижений сотрудника посредством поощрения и похвалы.

Наиболее эффективен в компаниях, где требуется высокая мотивация сотрудников и слаженная командная работа.

5. Ситуативный

Руководитель выбирает стиль в зависимости от задачи, команды и ситуации. Этот стиль подходит для ситуаций, когда нет одного универсального стиля руководства и требуется гибкость и адаптация.

Наиболее эффективен в сферах бизнеса, где требуется гибкость и быстрая адаптация к изменяющимся условиям. Это сферы торговли, гостиничного и ресторанного бизнеса, а также консалтинг.

6. Лассез-фер или «Будь что будет»

Стиль Лассез-фер основан на минимальном контроле со стороны руководителя. Подчиненные имеют свободу действий и принимают решения самостоятельно. Этот стиль подходит для ситуаций, когда сотрудники обладают достаточной компетенцией и мотивацией для выполнения заданий без контроля.

Лассез-фер наиболее эффективен в сферах бизнеса, где сотрудники способны к самоуправлению. Такие сферы включают в себя креативные индустрии: издательство, реклама, дизайн, а также индустрию развлечений и игр.


Как определить свой стиль руководства

Необходимо учитывать множество факторов — тип задачи, компетенции подчиненных, текущая ситуация. Руководитель должен понимать свои сильные и слабые стороны, отталкиваться от них.

Для эффективного руководства нужно уметь использовать все стили и по-разному общаться с сотрудникам. Профессиональный руководитель адаптируется к ситуации и выбирает соответствующий сценарий..


Какой стиль больше всего нравится сотрудникам

Все больше сотрудников предпочитают демократичный стиль руководства. Потому что в этом стиле каждый член команды вносит вклад в общее дело и имеет возможность высказать собственное мнение.

Демократичный стиль руководства основан на доверии и уважении к мнению каждого. Он способствует развитию творческого подхода к решению задач, стимулирует самостоятельность и ответственность. По итогу команда работает эффективнее и достигает лучших результатов.

Для успешного применения демократичного стиля руководитель должен обладать определенными качествами: гибкость, открытость к новым идеям и общению, эмпатия. Руководитель должен уметь учитывать мнение каждого члена команды и находить компромиссы.


Какой стиль наиболее эффективен

Для небольших компаний с численностью до 30 сотрудников наиболее эффективными стилями руководства будут демократический и лидерский стили. В таких компаниях каждый сотрудник играет важную роль в достижении общих целей, поэтому необходимо учитывать мнение каждого из них при принятии решений. Лидерский стиль поможет создать командный дух в компании и повысить мотивацию сотрудников на достижение общих целей.

Выбор стиля руководства зависит от конкретной ситуации, целей компании и особенностей ее сотрудников. Руководителю важно уметь адаптироваться к различным ситуациям и выбирать подходящий стиль руководства для достижения общих целей компании.




Центр онлайн-обучения
Центр онлайн-обучения
«1С-Рарус»