7 правил блестящего выступления
Делаете ли вы презентацию продукта клиенту, выступаете на отраслевой конференции или общаетесь с коллегами на совещании, вам необходимо, чтобы ваше выступление было четким, убедительным и запоминающимся.
Ниже семь правил, соблюдая которые, вы этого добьетесь.
Четко сформулируйте цель выступления
Прежде чем продумывать план выступления, определите цель. Что должен сделать слушатель в итоге? Продумайте, какие вопросы у слушателя могут возникнуть, прежде чем он примет решение. Ваше выступление должно максимально закрывать эти вопросы, всю остальную информацию — удаляйте или сокращайте до минимума.
Проанализируйте аудиторию
Манера подачи информации различна для разных категорий слушателей. Например, студенты отлично воспринимают лирические отступления и рассказы из собственной жизни. Но если вы выступаете для руководителей высшего звена, добавьте больше фактов и цифр.
Также дурным тоном считается давать личную оценку «хороший», «удобный», «эффективный». Просто предоставьте слушателю всю необходимую информацию и позвольте сделать собственный вывод.
Будьте уверены в том, что говорите
Эмоциональный фон выступления — уже половина успеха. Транслируйте залу свою веру в то, о чем рассказываете. Если публика почувствует, что вы горите темой, то простит вам мелкие огрехи вроде излишней жестикуляции или отсутствие презентации.
Начните выступление с проблемы
Проблема всегда включает зал. Неважно, ваша эта проблема или просто риторический вопрос, так называемый «вызов».
Например, бизнес-коуч Михаил Генис так открыл свое выступление на форуме по онкологической диагностике:
Знаете ли вы, какой сейчас уровень ошибок в диагностике рака?
40 процентов.
Начните выступление с обратного представления
Перед тем как перейти к представлению и сути, зачем вы стоите в этом зале, придумайте историю, которая захватила бы внимание вашей публики. Любое ожидаемое начало — враг внимания аудитории к вам.
Вот пример обычного начала:
Здравствуйте! Я Иван Федоров, директор компании «Альфа Фундамент». Сегодня я расскажу вам какой фундамент нужен вашему дому.
Обратное представление:
Один человек решил построить дом. И он поставил его на песке. Полился дождь, разлились реки, задул ветер и его дом не устоял.
Другой человек решил построить дом и он построил его на камне. Полился дождь, разлились реки, задул ветер и его дом устоял.
Здравствуйте! Меня зовут Иван Федоров, я директор компании «Альфа Фундамент». И сегодня я расскажу вам все, о том, какой фундамент лучше выбрать для строительства вашего дома.
Никогда не останавливайтесь
Если вы забыли какой-то кусок текста, не останавливайтесь. Просто говорите дальше, а к забытому вернетесь позже. Не извиняйтесь, забыть часть текста — не проблема. Проблема — остановить выступление и начать тратить время на воспоминания.
Даже если вы так и не вспомните забытое, зал обязательно задаст вопрос на эту тему, если это действительно важно. А если не задаст — значит, не настолько уж важную информацию вы пропустили ;)
Визуализируйте
Успешные ораторы умеют держать внимание аудитории только на себе, своем голосе и манере речи. Но ни один успешный оратор, презентующий сложный продукт, не обходится без дополнительной визуализации того, что он говорит.
Подготовьте слайды к своему выступлению, которые помогут вам и аудитории выстроить линию повествования. Не выносите на слайды весь свой текст, только тезисный план и наглядную инфографику. Чтобы добавить респектабельности своей компании, брендируйте слайды корпоративными цветами и логотипом.
Проведите репетицию
Видели выступления ораторов на конференциях TEDx? Каждый спич рассчитан на 15 минут. Каждый спикер проводил работу над собой и репетировал выступление, чтобы уложиться в назначенное время и успеть донести суть проблемы, проведенного анализа или др.
Засеките время, откройте презентацию, встаньте, чтобы создать максимально приближенную обстановку к вашему будущему выступлению, начните говорить. В процессе станет ясно, какие детали можно упустить, а что стоит лучше продумать.