Статья
731

Как и зачем формировать стратегическое мышление

Стратег — это навигатор, ведущий компанию из настоящего в будущее, прогнозируя, избегая и реагируя на неизвестные вызовы и преграды.

В этом материале мы рассмотрим 15 правил стратегического мышления по В.Л. Квинту, которые мы регулярно нарушаем и потому не получаем желаемого.

Владимир Львович Квинт — экономист, специалист в области стратегических разработок, иностранный член РАН, профессор МГУ и РАНХиГС.


15 правил стратегического мышления

Правило 1. Никогда не полагайтесь на здравый смысл

Здравый смысл — это лишь набор предрассудков, собранных вами за всю жизнь.

История показывает, что многие великие идеи были отвергнуты потому что выходили за рамки устаревших знаний и не вписывались в концепцию здравого смысла.

Билл Гейтс, основывая Microsoft, руководствовался идеей, что компьютер должен стать самым главным рабочим инструментом в офисе и дома. Но в 1975 году эта идея была абсолютно нереалистична и противоречила здравому смыслу.


Правило 2. Мнение большинства бывает ошибочно

Самые инновационные идеи почти всегда сначала отвергаются и высмеиваются большинством! А задача настоящего стратега — переубедить скептически настроенное общество.

Правительство, выбрав однажды курс, не должно от него отклоняться. Нельзя озираться то влево, то вправо, нужно двигаться вперед.

Отто фон Бисмарк

Какая-то точка зрения становится общей у большинства только из-за нежелания анализировать и размышлять о причинах и следствиях.


Правило 3. Стратегическое настоящее — это уже прошлое

Будущее невозможно понять только путем анализа текущих событий, необходима экстраполяция трендов и анализ истории. Без прошлого нет будущего.


Правило 4. Использовать опыт успешно реализованных стратегий

Фиксируйте и накапливайте опыт успешно реализованных стратегий, как своих, так и внешних. Опыт и умение его использовать — то, что отличает стратега, от обычного менеджера.


Правило 5. Ни одна стратегия не реализуется вечно

Работа стратега наиболее трудна в период, когда организация добивается успехов. В этих случаях, даже когда условия меняются, большинство предпочитает поддерживать статус-кво. Этот менталитет особенно присущ тем, кто несет ответственность за текущую деятельность. Они воспринимают стратегов как угрозу стабильности своего успеха.

Руководители не могут позволить себе сделать ошибку, предполагая, что успех в прошлом гарантирует успехи в будущем. Поэтому необходимо, несмотря на текущий успех, инвестировать капитал в будущее. Поэтому расходы на исследования и разработки сокращают в последнюю очередь.

Новым компаниям или тем, которые на данный момент неуспешны, легче развивать и применять стратегии будущего.

Когда Google впервые появилась со своей непривычной и ненадежной технологией, ее руководителям было нетрудно предвидеть будущее. У них не было багажа прошлого успеха, часто сдерживающего принятие качественно новых стратегических решений. В результате акции Google в 2008 г. в 8 раз превысили рост акций Microsoft.


Правило 6. Инерционное мышление — враг стратегического мышления

Погрязнув в рутине, крайне сложно понять и принять что-то новое. Если компания привыкает к своей деятельности и не исследует альтернативы, она не будет пытаться разработать новую стратегию, а ведь она может быть успешнее текущего положения дел.


Стратегическое мышление переговорщика

Правило 7. Стратеги не должны разрабатывать предсказуемые стратегии

Необычные подходы — самые эффективные пути к успеху. Стратег обязан четко понимать, что ожидают конкуренты и оппоненты. И делать ровно наоборот.


Правило 8. Успешная стратегия не может быть нечестной

В стратегии сила и правда не взаимоисключающие понятия. Победная стратегия должна быть и сильной, и правдивой.


Правило 9. Стратеги призваны превращать хаос будущего в систему

Стратеги всегда имеют дело с хаосом, т.к. будущее неизвестно, а самые инновационные стратегии несут в себе самую высокую неопределенность. Но цель стратега — преобразовать эту неопределенность в успешный стратегический проект.

Те, кто пытается избежать риска и вообще никогда с ним не сталкиваться, никогда не добиваются побед.


Правило 10. Асимметричные стратегии всегда более эффективны симметричных

«Если стратегия работала у конкурентов, то она будет работать и у нас» — самая большая и самая распространенная ошибка при разработке стратегии, т.к. в ней не учитываются характеристики компании, рынка и другие важные условия. Самую большую эффективность показывает асимметричная стратегия.


Правило 11. Стратеги всегда должны быть оптимистами

При разработке стратегии всегда нужно ориентироваться на наиболее удачный исход и верить в него. Пессимизм — основное препятствие для принятия успешных стратегических решений. Есть только одна область, где можно быть пессимистом — стоимость.


Правило 12. Необходимо всегда переоценивать конкурента

Никогда не недооценивайте оппонента, лучше быть готовым к максимальным ответным действиям.

Кто будет относится к противнику пренебрежительно, тот непременно станет его пленником.

Сунь-Цзы. Трактат о военном искусстве.

Последствия переоценки конкурента менее негативны, чем последствия его недооценки.


Правило 13. Инновации могут обеспечивать огромные стратегические преимущества

Юлий Цезарь, Наполеон использовали все последние достижения своего времени для военного успеха. Используйте инновации в качестве средства стратегического успеха.

Эрик Шмидт, глава-основатель компании Google, требовал от своих сотрудников посвящать 20% рабочего времени нерабочим инновационным усилиям.


Правило 14. Стратеги должны оптимизировать ограниченные ресурсы, используя фактор времени как детерминирующий

Экономия времени — первый закон стратегии. Стратеги должны всегда стремиться находить методы, которыми они могут с помощью фактора времени сделать преимущества конкурентов устаревшими или бесполезными.


Правило 15. Стратеги должны выявлять и ориентироваться на потребности системы, а не на желания ее лидеров

После изучения ситуации клиента, стратеги могут прийти к выводу, что видение клиентом пути к успеху ошибочно и он хочет не того, что сможет обеспечить долгосрочный успех ему и организации. Надо отстаивать свою позицию.


Формирование стратегического мышления в переговорах

7 июня мы провели вебинар на тему «Формирование стратегического мышления в переговорах», где обсудили самые распространенные ошибки стратегического мышления и как их избежать.

Вебинар доступен в записи →.


Центр онлайн-обучения
Центр онлайн-обучения
«1С-Рарус»