Онбординг: как влюбить сотрудника в компанию с первого рабочего дня
Новый сотрудник найден и скоро приступает к своим задачам — ура! Но работа HR-отдела на этом не заканчивается. Найти сотрудника мечты недостаточно — необходимо помочь ему адаптироваться на новом месте и создать условия для профессионального развития.
Что такое онбординг и почему он так важен
Онбординг — это процесс адаптации новых сотрудников в компании, при котором они знакомятся со своими обязанностями, рабочими процессами и структурой компании, а также с корпоративной культурой и ценностями. Онбординг также может включать в себя обучение работе с программами, приложениями и инструментами, которые будут использоваться в работе.
Цель онбординга — помочь новым сотрудникам быстрее и эффективнее влиться в команду и начать продуктивную работу.
Процесс адаптации может отличаться в каждой компании и даже в каждом отделе внутри нее, но основные этапы всегда одинаковые. На основе этих пунктов HR совместно с линейным руководителем разрабатывают четкий план онбординга:
Подготовительный этап
Процесс адаптации сотрудника начинается до его первого рабочего дня. Заранее подготовьте документы для оформления и рабочее место, чтобы вам не пришлось делать это в спешке, а сотрудник не чувствовал себя брошенным.
Знакомство с компанией
Часть информации о компании сотрудник узнает в процессе найма: от рекрутера или самостоятельно, в процессе подготовки к собеседованию. Ваша задача во время адаптации — показать, как это работает на практике. Расскажите подробнее об истории компании, ее структуре, продуктах и услугах. Особое внимание стоит уделить ценностям компании и корпоративной культуре. Объясните правила общения между сотрудниками, дресс-код, расскажите о корпоративных мероприятиях и других аспектах жизни в компании.
Знакомство с командой
Проведите экскурсию по офису и познакомьте нового сотрудника с коллегами. Подробно расскажите о его роли в команде и коллегах, с кем придется работать напрямую, чтобы новый специалист понимал, к кому и по каким вопросам он может обращаться. И не забудьте добавить новичка в командные чаты и каналы.
Доступ к корпоративным ресурсам
На этом этапе сотрудник учится, как работать с программным обеспечением, внутренними системами, электронной почтой и другими инструментами, которые будут использоваться в работе. Помогите ему получить доступ к корпоративным ресурсам.
Погружение в рабочие процессы
После знакомства с основами новый сотрудник может приступить к выполнению конкретных задач и обязанностей, связанных с его должностью. На этом этапе его можно поручить линейному руководителю или наставнику.
Помните про обратную связь на каждом этапе онбординга: сотрудник должен иметь возможность задавать вопросы, получать помощь и оценку своей эффективности от коллег и руководства.
Почти 30% сотрудников российских компаний увольняются раньше, чем пройдет их испытательный срок — и почти всегда причиной этого является плохо выстроенный процесс адаптации.
Самые распространенные ошибки в процессе онбординга
Игнорирование адаптации
Некоторые компании предпочитают миновать онбординг и сразу погрузить нового сотрудника в рабочие процессы, что может серьезно его дезориентировать.
Отсутствие четкого плана адаптации
Каким бы опытным ни был новый сотрудник, ему предстоит многому научиться, поэтому не стоит пытаться уместить онбординг в несколько часов без всякой системы.
Недостаток информации
Если новый сотрудник не получает достаточной информации о компании, ее культуре, ценностях и правилах, он может чувствовать себя потерянным и неуверенным.
Отсутствие обратной связи
На начальном этапе сотрудникам крайне важно получать обратную связь и поддержку от коллег и руководства, ведь только так он может понять, насколько хорошо справляется со своими обязанностями и на что стоит обратить внимание.
Несправедливая оценка эффективности
Если новые сотрудники получают несправедливую оценку своего труда или недостаток внимания к их профессиональным навыкам, это может негативно сказаться на их мотивации и желании оставаться в компании.
Онбординг — непростой процесс, в котором задействовано много ресурсов, однако большинства ошибок можно избежать, если подходить к адаптации системно. От успеха адаптации зависит дальнейшая продуктивность и мотивация сотрудника, его лояльность к компании.
Хотите узнать больше о поиске и найме новых сотрудников?
Мы создали канал для HR 1С:Франчайзи. Подписывайтесь, чтобы получить доступ к полезной информации: чек-листы, тесты, примеры вопросов на собеседованиях и тестовые задания для кандидатов.